Газета «Городские Известия» № 3890 от 09 августа 2016

Третья попытка для Боевки

Cпоры относительно реконструкции парка Боевой дачи потеряли остроту. Сравнительно недавно беспокойство вызывали две темы: вырубка деревьев (очистительная и под строительство футбольного стадиона), а также предположение, что парк захватят коммерческие структуры для строительства торговых предприятий. Что касается последнего пункта, руководство города ответственно заявило, что зеленый оазис был и останется общественно-городским – без всякого избытка коммерции.

Многое в рамках реконструкции уже сделано, и результаты этой работы (даже промежуточные) вселяют уверенность в благополучной реализации задумки. Уже начаты работы по устройству набережной, скоро приступят к очистке и углублению русла Тускари.
Признаюсь, на Боевке я был давно, да и то зимой. Тогда ее запущенность навевала грустные мысли. Немного успокаивало то, что эта площадка – «резерв главного командования», который рано или поздно будет задействован. Однако, казалось, что это если и случится, то очень не скоро... И вот, несколько дней назад ваш покорный слуга оказался в тех же местах, которые даже не сразу узнал. Расчищенный (примерно на треть) от ветхих стволов, лишнего подлеска и кустарника парк в этих местах прозрачен и наполнен воздухом. Высоченные деревья тянутся к небу, напоминая о тех давних временах, когда предки поклонялись деревьям-великанам. Так и хочется прислониться к ним, чтобы напитаться силой природы...
Боевка была востребована и до начала реконструкции: любителями бега и скандинавской ходьбы, велосипедистами, роллерами, а зимой – лыжниками. Но, на мой взгляд, она достойна гораздо большей популярности среди курян, тем более –с перспективой приведения в благоустроенное состояние. Хотя бы потому, что это единственный парк в Курске с открытым доступом к воде.
Идея создать зону спорта и отдыха на месте Боевой дачи возникла еще в середине тридцатых годов, сразу после того как Курск приобрел статус областного центра. Тогда был разработан эскизный проект (архитектор Д.Г. Васильев), Задумка предусматривала ресторан, танцплощадку, детскую площадку, парашютную вышку, лодочную станцию, тир и много чего еще. Тот вариант Боевки был задуман с акцентом не на спорт, а на отдых. Тогда же была спроектирована и набережная, но этому должны были предшествовать работы по углублению русла реки и укреплению берегов. Но скоро началась война...
За период оккупации города Боевку вырубили почти полностью – на дрова. Впрочем, как и другие деревья в городе. А уж левый берег Тускари был голым, как степь. Восстанавливать зеленые насаждения начали в конце сороковых, и не просто так, а опять же в расчете на солидный, классический парк. Породы деревьев выбирали не только быстрорастущие и неприхотливые. Были и такие, что взрослеют десятилетиями. То есть, задумано было с размахом на долгие годы, а не «к концу пятилетки». С тех пор минуло лет шестьдесят – ровно столько нужно, чтобы увидеть во всей красе плоды труда тех паркоустроителей. И вот на расчищенных участках эта давняя творческая работа сегодня стала особенно заметной. Именно так в трудные послевоенные времена они замыслили этот зеленый оазис: цветовые пятна разных пород деревьев, геометрия их крон, сочетание высотности... Это настоящий парк, задуманный профессионалами, а не «самопальный», что часто возникали в порыве субботников...
Однако во всей этой ситуации есть одно белое пятно. Речь идет о транспортной малодоступности значительной части парка. А ведь статус востребованного, по-настоящему народного парка предполагает возможность легко добраться туда именно на общественном транспорте. А если на личном автомобиле, то где его припарковать, чтобы до территории парка можно было быстро дойти пешком? Если же пешком от улицы Ленина (под гору) а потом обратно (в гору), это больше по силам молодым спортсменам – очередная тренировка.
Сразу после войны у городских властей уже был порыв организовать на Боевке общегородской парк – с пляжами, набережной, вышками для прыжков в воду, с открытыми дорожками для плавания, детскими аттракционами, летним кинотеатром… Многое куряне тогда успели реализовать, но потом все как-то зачахло. Причина –  все в той же транспортной малодоступности. Кому охота после киносеанса в час ночи подниматься до трамвая по глухим, темным улочкам? Трудно, да и небезопасно. Тем более что скоро город начал расти вширь, обзаводиться удаленными от центра рабочими окраинами: поселками КЗТЗ, Химволокно, КПЗ… С тех окраин в центр города выбирались не всякий раз, а уж на Боевку – и того реже. То есть актуальность этой удаленной зоны спорта и отдыха для растущего окраинами населения Курска падала. Тем более что со временем каждая из окраин обзавелась своей «Боевкой», часто неформального свойства, но не меньшего уровня актуальности.
Рельеф центральной части Курска неоднократно вносил  коррективы в планы градоустроителей. Так, от задуманного еще в конце пятидесятых годов центра спорта и отдыха в пойме Кура (по оси улицы Коммунистической) пришлось отказаться именно по причине все той же транспортной малодоступности. Как возить горожан на спортивные мероприятия и обратно? А пешком вверх по улицам Коммунистической и Садовой не всякий захочет.
Что касается Боевки, в интервью с Ольгой Германовой рассматривался вопрос доставки горожан в парк на речном трамвайчике от Кировского моста. Туда вы добираетесь на общественном транспорте или на личном автомобиле, который оставляете на стоянке. И речной трамвайчик доставляет до любой точки Боевки за пять минут… Однако это больше прогулочная экзотика, хотя и очень симпатичная. Не реальнее ли для основного пассажирского потока добираться до стадиона «Локомотив» на маршрутных автобусах или автомобилях, которые оставлять там на стоянке, а оттуда через пешеходный мостик – в парк?
По причине  транспортного неудобства наверняка пока не проявляют интереса к этой перспективной территории  и коммерсанты. Зачем им строить там торговые центры или что-либо другое сугубо меркантильное, если нет мощного потока потенциальных покупателей? Стало быть – нужно подождать, пока город об этом побеспокоится, а уж потом…
Можно ли в принципе создать в городе территорию, заповедную от крупного бизнеса? Подчеркиваю, крупного, поскольку без малого не обойтись: аренда велосипедов, лыж, роллеров, коньков, лодок…
И еще. У Боевки до сих пор нет своей дирекции, а пора бы. Дело идет к тому, что за территорией уж сегодня (а тем более  при видах на будущее) нужен серьезный пригляд – добротная система охраны, клининг и много чего еще.
О футбольных полях в этом парке. Сегодня они закрыты высоченными сетчатыми заборами, как будто отгорожены от всего прочего мира. Ухоженные газоны (один искусственный), которые, должно быть, зорко берегут от лишних бутс. Во всяком случае, футболистов в деле (ни взрослых, ни маленьких) мне увидеть так и не довелось – ни в этот день, ни на следующий. Будь поля вытоптаны, это было бы понятно – на фоне насущной необходимости возрождать этот вид спорта как народную игру и выращивать новое поколение Яшиных, Стрельцовых и Шестерневых. Может быть, мне просто не повезло убедиться в массовой востребованности этих футбольных полей… Неплохо было бы и укрыть сетчатые ограды вьющимися растениями, чтобы эти спортивные площадки внешне вписались в зеленый пейзаж парка и не напоминали бы о некоторой отстраненности, свойственной нынешнему национальному футболу России.
В завершение в самый раз взглянуть на ситуацию реконструкции этого парка, как на проявление некоей преемственности от одного поколения курян к другому. Идея возникла более восьмидесяти лет назад, «через тернии» дошла до наших времен и была подхвачена как эстафета. Третья попытка, которая просто обязана завершиться удачно…
 

Автор: Виктор КРЮКОВ

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * 299e43c3692859f685669785e5b0478f

Действие

Последние новости Курск

23/11/2020 Курянин стал дипломантом Всероссийского конкурса-фестиваля «Золотые таланты России»
Воспитанник ДШИ №5 имени Шостаковича Леон Чернышов стал дипломантом III степени Всероссийского конкурса-фестиваля «Золотые таланты России».

23/11/2020 В Курске приступили к уборке снега
Сегодня в эфире ТРК «Сейм» глава Курска Виктор Карамышев рассказал, как проходит расчистка города от снега.

23/11/2020 В Курске школу №12 планируют ввести в эксплуатацию к 1 сентября 2021 года
Сегодня в эфире ТРК «Сейм» глава Курска Виктор Карамышев ответил на вопрос зрителя о строительстве средней общеобразовательной школы № 12 по улице Полевой.

23/11/2020 В Курске на Театральной площади зальют каток
Сегодня в эфире ТРК «Сейм» глава Курска Виктор Карамышев рассказал, как украсят город к Новому году.

23/11/2020 В Курске срезают незаконно размещенные провода
Сегодня в эфире ТРК «Сейм» глава Курска Виктор Карамышев сообщил, что в областном центре убирают провода, которые незаконно размещают недобросовестные провайдеры.

23/11/2020 В Курске построят транспортную развязку на проспекте Дериглазова
Сегодня в эфире ТРК «Сейм» глава Курска Виктор Карамышев сообщил, что работа над новым генпланом города продолжается.

23/11/2020 В Курске оценили ущерб, нанесенный памятнику в ходе ДТП
Сегодня в эфире ТРК «Сейм» глава Курска Виктор Карамышев рассказал, что ущерб памятнику Танкистам Героям Курской битвы на площади Дзержинского после ДТП оценен.

23/11/2020 В Курске появятся «умные» светофоры
Сегодня в эфире ТРК «Сейм» глава Курска Виктор Карамышев рассказал о том, где будут установлены «умные» светофоры.

23/11/2020 В Курске ежедневно контролируют работу городского пассажирского транспорта
Сегодня в эфире ТРК «Сейм» глава Курска Виктор Карамышев ответил на вопрос телезрителя о работе пассажирского транспорта. Куряне жалуются, что маршрутки приходится ждать по 15-20 минут.

23/11/2020 В Курске отремонтировали дорогу по улице Ватутина
Сегодня в эфире ТРК «Сейм» глава Курска Виктор Карамышев ответил на вопрос телезрителя о ремонте дороги по улице Ватутина.

Электронная копия
номеров

Подписка на
электронную версию.

Подписка на PDF версию приложения «Деловой курьер»

Оформить подписку